28 января 2022 в 08:29

Артикуляционная гимнастика- основа правильной речи.

Артикуляция – это совокупность движений, которые совершают речевые органы в процессе говорения. От правильности, четкости и слаженности этих движений зависит красота нашей речи.

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту. Хочу представить простые и эффективные упражнения для развития артикуляции, которые выполняют дети, посещающие логопедические занятия, находящиеся на реабилитации в ГАУ «СРЦН Ачитского района».   

Каждое логопедическое занятие с детьми начинаем с выполнения артикуляционных упражнений  для языка, губ, нижней челюсти,  щек, неба.

Перед выполнением упражнений ребенку предлагаю сесть перед зеркалом,   объясняю, что каждое упражнение  он должен  повторять по 5–7 раз.

Начинаем работу с упражнения для губ.

Упражнение «трубочка» Ребёнок вытягивает губы как можно сильнее вперед. Задерживает это *положение на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение.

Следующее упражнение «улыбка» предлагаю ребенку улыбнуться как можно шире, не обнажая зубной ряд.   

«Заборчик» улыбнутся так, чтобы было видно зубы.   

Артикуляционную  гимнастику для нижней челюсти выполняем очень аккуратно медленно и плавно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Упражнения «кривляка» ребенок   опускает нижнюю челюсть к груди, язык высовывает к подбородку. Кулаком (ребенок или взрослый) медленно давим на челюсть снизу, одновременно ребенок старается открыть ее, преодолевая сопротивление.

При выполнении упражнения «силач» ребенок открывает рот и опускает нижнюю челюсть. Представляет, что к ней привязан груз и ему нужно поднять его. Мышцы должны быть напряжены и рот закрывается медленно. «Обед» имитирует жевательные движения с открытым и закрытым ртом. «Акула» двигает челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед. «Пение» произносит гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Обязательно выполняем упражнения для щек, глотки и мягкого неба «Хомяк» ребёнок надувает щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно. «Кашель» хорошенько откашливается с открытым ртом. «Воздушный шарик» перегоняет воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд. И т. д.

Запомните! Выполняя упражнения на развитие артикуляционного аппарата с ребенком  каждый день, мы сможем помочь сделать его речь красивее и четче.   

 

Учитель-логопед Ватолина Т.А.

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9